Варианты развязки на Транспортной площади представили горожанам
Южная часть Томской агломерации уже сейчас испытывает транспортные проблемы. По статистике количество автомобилей в Томске и Томской области прирастает на 8-10% ежегодно. Учитывая дальнейшие планы развития жилищного строительства в южном направлении, в ближайшие годы его транспортная доступность может серьезно ухудшиться. Развязка на 76-м километре железной дороги Томск – Тайга, которую планируют открыть для транспорта весной, временно улучшит ситуацию, но в дальнейшей перспективе без реконструкции других проблемных узлов ее эффект сойдет на нет.
Развязку на Транспортной площади решено было проектировать в два этапа. На первом проектировщики подготовили несколько вариантов улучшения транспортной доступности южного направления с учетом роста пассажирского, транзитного транспорта, ограниченной площади участка, множества проходящих по нему воздушных и подземных коммуникаций.
29 марта разработчики представили горожанам предпроектные решения для одного из ключевых транспортных узлов агломерации Томска: три варианта двухуровневых развязок и одну трехуровневую.
1. Пересечение по типу «неполный клеверный лист»: строительство одного путепровода по ул. Красноармейской, устройство правоповоротных съездов для всех направлений и двух петлевых съездов по направлениям ул. Красноармейская – ул. Нахимова и ул. Елизаровых – ул. Красноармейская в сторону Южной площади. Доступ с ул. Красноармейской на ул. Елизаровых и с ул. Нахимова на ул. Красноармейскую организован через пересечение в одном уровне со светофорным регулированием, так как эти направления менее нагружены транспортом. Для пешеходного движения используются существующие наземные пешеходные переходы.
2. Кольцевое саморегулируемое пересечение с устройством эстакады по ул. Красноармейской. Частичное переустройство кольца с устройством направляющих островков и организации правых поворотов по выделенным съездам без заезда на кольцо. Будут использоваться существующие наземные пешеходные переходы по ул. Нахимова и ул. Елизаровых, а также два надземных перехода по ул. Красноармейской.
Регулируемое пересечение с устройством двух путепроводов по ул. Красноармейской (для каждого направления движения), устройство правоповоротных съездов для всех направлений, организация левых поворотов через пересечение в одном уровне со светофорным регулированием. Для пешеходов предусмотрено устройство надземного перехода по ул. Красноармейской со стороны Южной площади, использование существующих наземных пешеходных переходов по ул. Нахимова, ул. Елизаровых и ул. Красноармейской со стороны ул. Косарева.
Трехуровневая развязка с понижением профиля ул. Красноармейской, устройством над ней путепровода по направлению ул. Нахимова – ул. Елизаровых, устройство правоповоротных съездов для всех направлений и двух петлевых съездов по направлениям ул. Красноармейская – ул. Нахимова и ул. Елизаровых – ул. Красноармейская в сторону Южной площади. Доступ с ул. Красноармейской на ул. Елизаровых и с ул. Нахимова на ул. Красноармейскую организован через направленные съезды с устройством эстакад вторым и третьим уровнем. Для пешеходов предполагается устройство надземного перехода по ул. Красноармейской со стороны Южной площади, использование существующих наземных переходов по ул. Нахимова, ул. Елизаровых и ул. Красноармейской со стороны ул. Косарева.
Развязка в трех уровнях станет самой капиталоемкой: она дороже остальных вариантов, к тому же требует сноса строений на прилегающей территории. Проектировщики рекомендуют остановиться на первом варианте. Это компромисс между затратами и решением поставленных задач. Дальнейшая проработка вариантов сводится к выбору решения, которое будет минимизировать использование земель с учетом существующей застройки.
Коммуникации (сети тепло-, электроснабжения, водоотведения) предложили разместить в эксплуатируемых тоннельных шахтах, которые можно использовать круглый год, не проводя аварийные работы на проезжей части. Схемы движения пешеходов в основном сохраняются наземными: это объясняется нормативными требованиями, классом магистральных улиц и интенсивностью пешеходных переходов.
От более экономичной по вложениям одноуровневой развязки отказались по ряду причин, объяснил представитель проектной организации — генеральный директор ООО «РосИнсталПроект» Денис Юминов.
Во-первых, на проезд перекрестка в одном уровне нужно значительно больше времени, чем на проезд двухуровневой развязки. Если одноуровневая и сейчас не работает, то с ростом интенсивности движения ситуация усугубится. Второй момент — снижение скорости транспортного потока на 10 км/ч приводит к увеличению выбросов в атмосферу на 23%. Третий — на одноуровневой развязке количество пересекающихся потоков движения в сотни раз больше, чем на двухуровневой, как следствие — выше аварийность.
Вариант строительства тоннеля-прокола также не подошел. Во-первых, понижение линии движения создает проблему водоотвода. Во-вторых, тоннель – более технически сложное мероприятие, он потребует больше времени на строительство, чем надземная развязка. Выше окажутся и затраты на его содержание и строительство.