Столица трёх империй | Турция. Стамбул

Несмотря на то что, ритм современной жизни уплотняется, возможностей сочетать работу с отдыхом становится всё больше. Это сочетание полезного с приятным порой выглядит сплавом полезного с полезным. Так, нега пляжного времяпрепровождения неплохо дополняется удовлетворением культурного любопытства. Например, повалявшись недельку другую на пляжах Антальи, можно слетать на сутки в Иерусалим или Стамбул, чтобы окунуться в историю. Такие экскурсии туроператоры стали предлагать с этого года. Впечатления от такого авианырка в древнюю столицу трёх цивилизаций свежи и ярки.

турция стамбул

Три в одном

Крупнейший город современной Турции в прежние времена был столицей трёх империй — Римской, Византийской, Османской — и носил громкие и звучные имена: Константинополь, Новый Рим, Византий, Царьград, Истанбул? Сегодня мы его знаем как Стамбул — название это прежний Константинополь получил лишь в 1930 году, а столичные функции переуступил новоотстроенной, но не менее древней Анкаре немного раньше — в 1923—м.

Напомню, что Стамбул ещё называют: Чудом Света, Жемчужиной Босфора, Обителью Преданий и Поэзии, Столицей Императоров. Последнее — несомненно: город был резиденцией 10 римских, 82 византийских императоров и 30 османских султанов.

Как и свойственно всем мегаполисам, оценить количество проживающего в нем населения всегда затруднительно, даже для местных властей. По данным последней переписи населения в городе проживали 12 млн человек, хотя сейчас эта цифра возросла до 15 млн, а некоторые утверждают, что в Стамбуле живет уже 17 млн человек.

Ежегодно в городе появляется около тысячи новых улиц, а в западно восточной оси застраиваются новые жилые районы. Численность населения непрестанно увеличивается на 5% в год.

От православной Византии до правоверного Истанбула

Константинополь в пору начала конфликта с метрополией стал иносказательно именоваться "Новым Римом" (а "третьим Римом" стали величать Москву после введения в России патриархии). "Римство" передавалось, словно эстафетой, вместе с христианством. В этом повинна геополитика, в том числе религиозная, раскол христианства на католицизм и православие, крещение Руси и турецкое владычество раскидало христианские центры по всей Европе.

Стамбул Стамбул

История выделывает странные кренделя, и православные русские опять повалили в турецкую столицу. После большевистской революции сюда массовым порядком эмигрировала российская аристократия, а после крушения Советской империи и поднятия "железного занавеса" ринулись челноки за товарами, наполнив турецкой кожей и прочей мануфактурой лавки и прилавки необъятной России. Сегодня россияне заполонили пляжные курорты турецкого Средиземноморья, изрядно пополняя туристически ориентированный бюджет турецкого государства. Разница вероисповеданий туризму в Турции, будь он шопный или пляжный — не помеха. Все люди — братья и соседи по планете?

Мосты между Европой и Азией

Стамбул географически можно называть мостом между европейским континентом и малоазиатским полуостровом, а метафорически — между европейской цивилизацией и пришедшей из азиатских глубин культурой тюркских народов. На картах евразийские части по прежнему разделяет Босфорский пролив, но через него наведены мосты Кемаля Ататюрка и Султана Мехмета Фатиха, и ещё три — Галатский, Старый Галатский и Ататюркский — перекинуты через бухту Золотой Рог, врезающуюся в европейское побережье. Собственно говоря, именно в европейской части турецкой столицы, во Фракии и располагались Константинополь и Византий, а в азиатской Анатолии и сегодня раскинулись исторически менее значимые и прославленные районы турецкого мегаполиса.

Запечатлённая в мраморе Мудрость

После завоевания турками и становления Османской империи город был переименован в Истанбул, но его главный храм сохранил имя, хотя и был переделан в мечеть. Айя София переводится с греческого как "Святая София" — звучит как дань уважения предшественникам и признак мудрости, примиряющей этносы. Ведь София с греческого переводится как "мудрость", а при всей дискриминации женщины в исламском обществе женская мудрость, очевидно, ценится. Столь же ценна византийская архитектура, ассимилированная правоверными, — они лишь дополнили её островерхими минаретами.

К собору Айя София, в котором, по преданию, посланцы русского князя Владимира Красное Солнышко знакомились с христианской верой, попадаешь даже без путеводителя и карты Стамбула — не заметить величественного строения и пройти мимо надо умудриться. Те послы, побывав в соборе, были так потрясены красотой службы, что сообщили князю, что побывали не в храме, а в раю. Всякий впечатлительный человек, попав в собор, испытает такое же благоговение — даже сейчас, по прошествии тысячи лет, и несмотря на то, что в 1453 году Святую Софию превратили в мечеть. Совершенно необычно льётся свет из под купола и по особенному отражается на колоннах и немногочисленных фресках, чудом сохранившихся с момента захвата турками этой святыни древнего Константинополя.

Стамбул Стамбул

Греки построили храм в VI веке, применив фрагменты порушенных шедевров античного зодчества, — тогда это было обычной практикой. Колонны из зелёного мрамора остались от храма Артемиды в Эфесе, одного из семи чудес света, а порфировые привезли из храма Солнца в Гелиополисе, ныне ливанского Баальбека. Слева, у боковой анфилады высится "плачущая колонна", либо "потеющая колонна", — четырёхугольной формы колонна из мрамора. Существует поверье: "Плачущая колонна" имеет чудодейственное отверстие, по которому необходимо провести пальцем и, очертя круг, загадать желание, которое непременно исполнится.

Айя София была христианским храмом без малого тысячелетие — 916 лет. Когда стала мечетью, к ней пристроили минареты, а внутри повесили восемь огромных медальонов с именами Аллаха, его пророка Мухаммеда, первых калифов и имамов. Все изображения людей и животных по возможности изничтожили, как предписывает Коран. В 1935 году президент Турции Кемаль Ататюрк, который и превратил полудикую Турцию во вполне европейское государство, сделал храм музеем, чтобы прекратить распри между мусульманами и христианами. Честь и хвала мудрому "отцу турок", как переводится имя Ататюрк. Не исключено, что на этот акт политической мудрости его подвигла София.

Купол святой Софии под сводом небес

Первый христианский император, Константин не просто оставил Рим — на берегах далекого Босфора он приступил к строительству христианского города. Потому и искусство, и зодчество, оставаясь еще под влиянием корней западных, языческих, в значительной степени приняло принципы восточного очертания. Малая Азия, Сирия, Палестина — земли, где новая вера родилась и окрепла, став ближе к новой столице, дали ей своих мастеров и творцов. Уже в V—VI веках оформилось новое направление в культуре, искусстве и архитектуре — византийское, тоже построенное на христианских догмах.

Тем не менее первые христианские церкви напоминали классические языческие храмы (а часто просто и были ими) — прямоугольные помещения, ограниченные колоннадами. Строились и так называемые центрические церкви — круглые и многоугольные, более тесно связанные с архитектурой римских дворцов и терм, но в основном на эллинистическом Востоке.

Считается, что именно Восток — родина купола. Характерной особенностью византийских церквей стал центральный купол и отказ от классических форм римской базилики. Таким стал и храм Святой Софии, Айя София. Император Юстиниан пригласил известных архитекторов, собрал тысячи рабочих; стройматериалы везли со всех концов всё еще великой империи. Немало древних языческих храмов оказалось разобрано и разрушено? Строительство заняло всего пять лет и обошлось византийским налогоплательщикам в тридцать шесть тонн золота. Ради символа торжества новой христианской веры не пожалели ни денег, ни античных шедевров?

Результат превзошёл все ожидания — к рождеству 537 года величайшее сооружение Византийской империи было открыто. Построенное почти полторы тысячи лет назад всего за пять лет, оно и сегодня впечатляет своими размерами: диаметр купола 31 и высота 55,6 метра, площадь более 7500 кв. м!

Огромный центральный купол опирается на мощные столбы через арки, в свою очередь, переходящие в полукупола. Такая многоступенчатая система придаёт строению удивительную лёгкость, чему также способствуют многочисленные окна по окружности главного купола и в стенах. Опорные столбы выполнены из песчаниковых блоков на свинцовых скрепах — обычная для античной архитектуры технология, но стены и своды выведены из кирпича.

В соответствии с исламскими канонами храм был значительно переделан, утратил большую часть декора, мозаик, фресок и скульптур. Лишь в ХХ веке расчистили сохранившиеся мозаики и начали серьёзную реставрацию. Сейчас это гибридное культурно культовое здание — и собор, и мечеть, и музей.

Голубая мечеть

"Голубая мечеть", официально — мечеть Султана Ахмета — вторая по величине исламская святыня Стамбула и один из главных его символов. Мечеть воздела свои купола и минареты в историческом районе Стамбула на берегу Мраморного моря — как раз напротив Айя Софии.

Стамбул Стамбул

Вместо традиционных четырёх она окружена шестью золотыми минаретами, а название "Голубая" получила благодаря огромному количеству (более двадцати тысяч) белых и голубых изразцов ручной работы, использованных в оформлении интерьера. В декоре преобладают растительные орнаменты — гвоздики с тюльпанами и розы с лилиями, да каллиграфически выполненные суры из Корана. Пол мечети выстлан ковром, а её внутренние пространства залиты солнечным светом, проникающим через 260 окон. Центральный зал размером 53х51 метр накрыт куполом диаметром 23,5 и высотой 43 метра, который опирается на пять огромных колонн пятиметрового диаметра.

"Голубая мечеть" считается одним из величайших шедевров исламской и мировой архитектуры. Её строительство заложил султан Ахмед в 1609 году, а завершена она была спустя семь лет — за год до смерти султана. Мечеть строилась в составе огромного архитектурного комплекса, в котором были медресе, больница, богадельни, кухни, караван сарай (гостиница). Не всё, но многое из храмовой инфраструктуры уцелело и дошло в прекрасном состоянии до наших дней.

Башни, храмы и дворцы

Фрейд сказал бы, что Стамбул изобилует фаллическими символами, отражающими экспансивность нации и стремление властвовать во всём регионе. Причём это касается не только османского прошлого и нынешнего пантюркизма, но и предшествовавших властителей — от античных греков до первохристиан и крестоносцев. Обелисками, колоннами, минаретами и башнями утыкана вся стамбульская территория. С античности в городе высятся египетский обелиск пятого века до нашей эры, воздвиженные императором Константином и его преемниками триумфальные столпы и вывезенная им из Дельф змеевидная, изваянная в честь победы эллинов над персами колонна. В средневековье крепости ощетинились массивными, квадратными и круглыми (вот она турка!) башнями, а многочисленные мечети — патронташами минаретов. Всё это, несомненно, призвано символизировать силу.

В почёте здесь и злато. Роскошь стамбульских дворцов отнюдь не показная, а имманентная — характерная для Востока вообще. Пышные дворцы с богатым убранством и музеи, наполненные драгоценностями: золотой ковкой, литьём и шитьём, рубинами и изумрудами с куриное яйцо, — вот атрибуты турецкого могущества и восточного шика.

Самым известным хранилищем драгоценностей и редкостей считается так называемый "Дворец Топкапы" — комплекс, выстроенный по приказу оттоманского падишаха Султана Мехмеда после захвата Константинополя турками в 1453 году. Построенный к 1478 году дворец вплоть до конца девятнадцатого века достраивался и обогащался. После прихода к власти реформатора Кемаля Ататюрка, в 1923 году дворец стал музеем — с одним из крупнейших в мире собраний драгоценностей, предметов роскоши и быта, китайского фарфора и, конечно же, золота и ювелирных камней.

Посетителей музея встречают "Золотые Ворота" — само название весьма символично. Структура дворца включает четыре "салона" — с тронами и хранилищами казны, роскошными турецкими кухнями и залами. Во внутренних пространствах комплекса устроены сады с вечнозелёными деревьями и цветниками, разгуливающими по газонам павлинами и бьющими струистой прохладой фонтанами. Восточная дворцовая классика?

В настоящее время дворец Топкапы является одним из известнейших музеев мира. Число экспонатов, выставленных для всеобщего обозрения, достигает 65 000 единиц — это всего лишь десятая часть коллекции музея. Мало места, чтобы показать всё малоазиатское великолепие и богатство.

ТурбазаР и самовар

Базар, сераль, хамам — эти турецкие слова отражают местную специфику и восточную экзотику. Если с хамамом всё понятно — это турецкая баня, с очень влажным паром и мраморными интерьерами, то раздельное моление, обучение и быт турок и турчанок продолжает вызывать удивление — тем более в контрасте с курсом светского государства. Женщины в парандже на улицах и в общественных заведениях — неискоренимая примета нынешней Турции.

Вот базар — другое дело. Восточный базар нам и привычен и понятен — знай торгуйся, скидывая цену втрое впятеро! Даже сами слова азарт и базар созвучны, и бойкий торг приветствуется как торговцами, так и покупателями.
Стамбульский Гранд базар — один из самых крупных крытых рынков в мире. Базар расположен в старой части Стамбула и занимает огромную площадь — здесь на 58 улицах разместилось более четырёх тысяч магазинов. Ежедневно Капалы Чарши посещает свыше полумиллиона посетителей и туристов.

Стамбул Стамбул

Чего только нет на турецком базаре! Ассортимент товаров Капалы Чарши черезвычайно велик — ювелирные изделия и украшения, антиквариат, кожа, текстиль, ковры, сувениры, изделия из керамики и дерева, пряности и восточные сладости. Внутри Гранд базара располагаются рестораны, источники, мечети, жилые помещения и даже кладбище.

Строительство базара началось еще при султане Мехмеде Завоевателе сразу после взятия Константинополя — в 1464 году, на базе рынков византийской столицы. В последующие годы Капалы Чарши неоднократно перестраивался и расширялся, а после землетрясения 1894 года была осуществлена грандиозная реконструкция базара. В Капалы Чарши имеется в общей сложности 18 ворот, среди которых самыми примечательными являются центральные, на которых начертано "Бог милует того, кто посвящает себя торговле", а также ворота "Беязит". Архитектура здесь естественно восточная: Старый и Сандаловый бедестаны, расположенные в центре базара, имеют сводчатые и куполообразные потолки и являются самыми старыми постройками. Рыночные улицы носят устоявшиеся, очень понятные названия — вроде улиц Колпачников, Самоварной и другие. Самовар, как выясняется — слово турецкого происхождения — semover. А мы то из Тулы со своими ездим?

Веранда в Европу

Если Пётр I прорубал "окно в Европу", основывая Санкт Петербург, то Стамбул обосновался на целой видовой веранде с непосредственным панорамным обзором Балкан. Мало того — большая часть турецкой столицы расположена в Европе. Правда, в этой части города строить практически негде, а потому турецкие богачи строят виллы и дома на азиатском побережье пролива — на своего рода веранде с видом на Европу. Эти строения и земля под ними стоят баснословных денег — десятки миллионов долларов! Купаться в здешних водах проблематично — ведь мимо ходят танкеры и паромы, но соображения престижа с лихвой покрывают эти мелкие недостатки. Обозревать эти нуворишеские хоромы сараи (ничего обидного, ведь сарай по тюркски — "дворец"), а также красоты Босфора лучше всего, совершая прогулочную экскурсию по заливу. Стоит сравнительно недорого, а впечатлений масса.

С борта теплохода можно разглядеть и архитектурные следы ушедших времён — руины античные и средневековые. Не все из них реконструируют — научная реставрация стоит очень дорого и чрезвычайно богата ограничениями. Вот и случается, что посреди обветшавшей и обгоревшей скорлупы старинных развалин помещают архитектурный хай тек — этакий зеркальный куб. Смотрится весьма необычно — как музейный киот, вывернутый наизнанку — сама витрина внутри, а экспонат снаружи. Всё то у турок иначе?

Новые штрихи в древний портрет

Фраза "Стамбул — город контрастов" с лёгкой ("бриллиантовой") руки Леонида Гайдая стала не только крылатой, но и весьма заезженной. Каким бы банальным это выражение ни казалось, оно верно. Это проявляется не только в водоразделе между исламской культурой и курсом на построение светского, вполне европейского государства, но и во внешнем облике Стамбула. В неровную ткань городской застройки с тесными улочками и реликтами античной и византийской архитектуры вписались не только ощетинившиеся частоколом минареты и башни, но в последнее время и современные здания небоскрёбной наружности.

Кроме того, разрушенный страшным землетрясением 1776 года район Фатих был отстроен заново французскими архитекторами — так в стамбульской застройке с узкими и кривыми, как турецкий ятаган, улочками появились кварталы регулярной прямоугольной планировки с проспектами и нетипичными зданиями. Стамбул — город живой и жадно поглощающий новые массы людей и впитывающий другие традиции и стили. Эти новые технологические штрихи в архитектурный портрет старого города не всеми приветствуются и даже порицаются. Однако всё новое пробивается с трудом — в своё время и парижскую Эйфелеву башню призывали незамедлительно снести как несусветное уродство. Ничего — притерпелись и полюбили как миленькие?

Таким запомнился Стамбул — город контрастных картинок и ярких красок. Уместить все впечатления и сведения в скупые журнальные строки невозможно, хотя и очень хотелось. Турецкий туризм вместителен и неисчерпаем?

Источник: Журнал «Сибирский Дом»